=
Матвей Григ
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22018-03-19 00:14:00
серый танцкласс, окруженный зеркалами и станками по периметру, не имеет ни одного окна, поэтому тут никогда непонятно - день сейчас или ночь, еще зима или уже пришла весна. здесь не звенит тишина, не слышится смех; здесь плетью бьет голос преподавателя и спасительным ведром воды, как на голову потерявшего сознание солдата, выливается из-под умелых пальцев и возобновляется этюд. они все тут солдаты в какой-то степени: кто-то в большей, кто-то в меньшей. юные последователи терпсихоры; отданные, брошенные, вышвырнутые родными семьями для служения вечному. слезам, жалобам, причитаниям тут нет места, как нет места и слабостям, коим подчиняется плоть. это война, и она прямо здесь, под их израненными ногами; и на этой войне, как известно, пленных не берут.
матвею семнадцать; у него есть все, а одновременно - и ничего. молодой, амбициозный, волнующий, он еще не успел стать кем-то, занять место ему предназначенное и снискать славу, которую обрел барышников в свои лучшие годы, а теперь и полунин. матвею семнадцать, и ему тоже ужасно страшно хочется, чтобы о нем говорили, писали, судачили, шептались, но пока шепотки эти другого толка, и остается от них разве что отмахиваться, как от назойливых летних мошек. матвею семнадцать, и ему прямо тошно от леры. от маленькой, ладной и тонкой леры из сергиева посада. его бесит все в ней: ее идеальная фигурка, ее техника, ее адажио, со де баски и фуэте; даже ее руки, такие изящные с синими венками на бледной совершенно не загорелой коже; эти руки непременно хочется переломать; с удовольствием, с хрустом; наслаждаясь. матвею семнадцать, и он уже знает каково это, когда кто-то лучше тебя, когда кто-то правильнее тебя; когда кто-то вот-вот может воплотить в жизнь мечту, оставив тебя одного, ни с чем, - отвратительное чувство со вкусом пепла, сплюнуть бы, да только нечем. да, матвею всего семнадцать, но ему самому кажется, что уже все тридцать: права на ошибку у него нет, второго шанса не будет; голова болит от одних и тех же мыслей, а тело от бесконечных над ним издевательств. какой это со де баск по счету, он сделал их уже восемь или девять тысяч за сегодня? сбился со счета. и возобновлять счет бессмысленно, потому что единственное желание, чтобы все поскорее закончилось; и еще, чтобы леры просто не стало.
григ делает тройной прыжок в воздухе и приземляется на обе ноги, когда свет в классе гаснет первый раз. недостаточно хорошо, недостаточно чисто, и дине юрьевне не нужно даже говорить об этом, он и сам знает, что не докрутил третий, закончил слишком тяжело. но у матвея есть для этого оправдание: он здесь с десяти утра, а сейчас уже вечер. на обе ноги пришлось надеть гетры, когда заныли связки - нужно было согреть. свет не горит, григ ждет, молча и терпеливо. у них осталось две недели, чтобы закончить с репетициями - тут уже не до разговоров. но один разговор у грига к кельх все-таки есть. в представлении матвея он слишком деликатный, слишком личный, - не знаешь, с какой стороны и подступиться, - поэтому он и медлит; медлил вчера, медлит сегодня, высверливая низкую женскую фигуру упрямым взглядом. на ее лице еще нет недовольства, но до этого недалеко, - кельх вырастила его в этих стенах, и григ научился предугадывать ее эмоции, хотя для этого не нужно много ума, сегодня он танцует откровенно плохо. себе ведь не соврешь. сказываются усталость и недосып. мысли далеко не здесь.
второй раз темнота воцаряется в зале и застает матвея врасплох, не дав дотанцевать. он по-прежнему молчит, только шумно выдыхает и упирается обеими руками в бока, прохаживаясь вдоль станка у самой дальней стены туда и обратно. дина юрьевна кричит на электрика в телефон, угрожает. ее угрозы всегда действенны, но это и неудивительно. когда матвей был значительно младше, он всегда терялся перед этим ее строгим недовольным голосом. услышишь такой и сразу хочешь сделать все идеально, чтобы больше не быть у кельх вне милости. теперь грига это не обижает, а только приводит в чувства, как некоторых пощечина, - к последнему курсу набрался опыта, что теперь ранить словом практически невозможно.
музыка возобновляется с того места, на котором и оборвалась, но матвей не сразу соображает и начинает все сначала; большая ошибка, настолько большая, что он вздрагивает от того, какой дина юрьевна быть громкой, властной. теперь уже он не сдерживается, выругивается мысленно и зовет кельх «сукой». отвратительной старой сукой, которая портит ему жизнь. а она даже не смотрит на него, говорит с митей, известным своим подхалимом, словно его, грига, тут вовсе и нет.
- я спал три часа, - матвей оправдывается, берет себя в руки, умалчивая про боли. внешне он остается спокойным, но напряженным. на деле ему хочется разбить зеркало, может быть даже не одно. - что вы еще хотите от меня услышать? больше ничем порадовать не могу, - больше говорить он не хочет и только досадно разводит обеими руками, но осекается, встречаясь взглядами с митей. тот безразличен ко всем, кто не дина юрьевна, и григ вдруг понимает в чем проблема.
- дмитрий михайлович, я могу вас... - указывает глазами на дверь, - попросить?
митя поднимает брови. его лоб тут же морщится, и это очень напоминает вид «ну вот еще». но он поднимается с места, пересекает зал и выходит за дверь. он будто только что оказал услугу.
- спасибо, - бросает григ в спину. с его уходом становится значительно легче.
от кельх матвея отделяло приличное расстояние. он преодолел его стремительно, порывисто, вставая рядом напротив и обнимая себя обеими руками за плечи, как делают заключенные в психиатрических больницах.
- я не могу. я не смогу. - в своих словах матвей уверен. уверен настолько, что его даже это не пугает. - вы же знаете, что у меня ничего не выйдет. ничего не получится, если она тоже будет участвовать
Поделиться32018-04-11 21:23:20
В небольшом классе Московской государственной академии хореографии было душно. Шли последние дни сентября, и все окна были открыты настежь. Человек пятнадцать мальчиков по одиннадцать-двенадцать лет стояли у длинного станка во всю стену и отрабатывали батман тандю: гладили ножкой пол, а рукой обнимали облачко, как их учили с самого первого класса.
- И раз! И два! И три, - сурово командовал Александр Михайлович, прохаживаясь по классу и держа руки за спиной, - ну, что это? Что это? Ноги у вас есть? - Громко возмущался он, что никто даже и пикнуть не смел.
- Понабрали по объявлению...и раз! И два! И три! - Его голос раздавался в такт музыке, а сам он подходил то к одному, то к другому ребенку, поправляя их вытянутые левые руки в сгибе локтя.
- Нога от бедра! От бедра! - Остановившись около одного из ребят, Александр Михайлович стал лупить того по заднице, показывая, где должно быть бедро, чтобы пришел в себя и делал упражнение как полагается. - От бедра, Ваня! От бедра, я сказал!
Экзекуция длилась всего несколько секунд, но мальчик все равно заплакал от обиды, отворачивая голову к стене. Стоящий позади Матвей услышал сдавленный всхлип.
- Что? Что-что-что? - Удивился Александр Михайлович, беря мальчика за подбородок и разворачивая его лицо к себе. - Мы плакать сюда пришли или балету служить, Ва-ня?
- Да не Ваня он! - Не выдержал маленький Матвей, не прекращая делать ненавистное тандю. - А Паша!
Александр Михайлович медленно повернулся к Матвею и строго посмотрел на него поверх своих очков.
- Да какая разница? - Рявкнул он. - Вы - в балете никто, пока не докажете обратное. А тандю будете делать до конца урока, дураки безымянные.
Детства у Матвея не было. Выбора, в общем-то, тоже. Родившись в творческой балетной семье, мальчик с ранних лет был приобщен к культурной жизни столицы и много времени проводил в театре, особенно за кулисами, благодаря обоим своим родителям. Жизнь по ту сторону сцены его завораживала, это была как ожившая сказка, за которой можно было не только наблюдать в замочную скважину, но и трогать ее, и даже нюхать. На ощупь та была, как легкий и невесомый фатин, а пахла точно как пудра. Матвею было всего четыре года, когда он впервые увидел мужской балет – партию графа Вишенки из «Чиполлино». Тогда он был просто покорен пируэтами солиста, и там же, в зрительном зале в антракте попросил маму, подергав ее за подол длинной атласной юбки, научить его танцевать точно так же. Татьяна Михайловна, будучи балериной кордебалета, обрадовалась, но не удивилась этому желанию, ведь она всегда знала, что ее сын тоже будет танцевать, и осуществит мечту, которой когда-то лишилась она сама, забеременев в самом начале успешной карьеры: вместе с беременностью и последующим декретом было упущено и время, и главные партии. В одиннадцать лет Матвей поступил в МГАХ. Этому событию предшествовали усердные тренировки в танцклассе, где не было места игрушкам и детской непосредственности. Все игрушки заменил собой балетный станок, игры со сверстниками – международные детские конкурсы, где Матвей часто занимал призовые места. Все пророчили ему большое будущее и гарантировали колоссальный успех. В академии он провел почти восемь лет, получив там и среднее, и высшее образование. На последнем году обучения принял участие в нескольких конкурсах, призом в одном из которых стала стажировка в Лондонском королевском балете. Год пролетел очень быстро, но этого было мало, и Матвей провел там еще шесть месяцев, танцуя и практикуясь в кордебалете. На возвращении в Россию настояла мама, в театрах как раз начинались смотры, по ее мнению сын не должен был их пропускать. Вернувшись, Матвей и сам понял, как ему не хватало именно русского балета, его напряжения и страсти. В Лондоне все было по-другому, и ему нужно было уехать, чтобы это понять. После блестящих смотров Матвею было из чего выбирать, но, вопреки ожиданиям семьи, вместо Москвы он выбрал Петербург, а вместе с ним и Мариинский театр, двери которого гостеприимно распахнулись перед новым солистом, и чей коллектив готов был стать для него второй семьей. Отработав там всего год, Матвей исполнил партии Джейсма в «Сильфиде», pas des esclaves в «Корсаре», Золотого божка в «Баядерке», принца в «Щелкунчике», а также танцевал в «Лебедином озере», «Жизели», «Бахчисарайском фонтане» и «Спартаке». А через год стал премьером, и уже в двадцать два жизнь Матвея целиком и полностью удалась.
- Вон пошла, - серьезно и спокойно сказал Матвей танцовщице кордебалета Аннушке Смирновой, которая только-только поднялась с пола на ноги из-за неудачного падения.
- Что?... - Не поняла девушка, уставившись на Грига испуганным взглядом.
- Что слышала! Пошла вон, я сказал, - повторил Матвей, возвышаясь над девчонкой и указывая ей на выход из зала, где они вдвоем практиковали па де де.
- Но, я же...
- Что, я же? Ты посмотри на себя. Ты жирная, как корова, Ань, - Матвей оглядел девичью фигуру с ног до головы - та была тощая, как жердь, - не знаю, что Антон Вячеславович в тебе нашел, я вот в тебе ничего не вижу, ты уж прости. Танцуешь ты тоже так себе, кордебалет - это твой потолок, я бы на твоем месте на большее не рассчитывал.
Аннушка не сдержалась и расплакалась. Похватала свои тряпки, лежащие у станка, и бросилась вон из зала, где уже в дверях столкнулась с самим Антоном Вячеславовичем, руководителем балетной труппы Мариинки.
- Чего это с ней? - Тот, очевидно только что пообедав, вытирал губы бумажной салфеткой.
- Так беременная. Ревет без конца, - ляпнул Григ первое, что пришло в голову, переглянувшись с концертмейстером Митенькой. Тот молча сидел за роялем.
- Да? Что же вы раньше мне не сказали? Не тратили бы на нее наше время, - надев очки для чтения и найдя нужную строку в длинном списке балерин, Антон Вячеславович перечеркнул фамилию Смирновой несколько раз.
Матвей отвратительный и жестокий человек с завышенным чувством собственной значимости и потребительским отношением к окружающим его людям и миру. Живет с установкой, что все вокруг ему должны, а он делает большое одолжение, что вообще смотрит и дышит в их сторону, потому что положение обязывает. Все эти качества были заложены в Матвея еще в детстве, родители воспитывали его в парниковых условиях, внушая ему, что он самый лучший, исключительный и чуть ли не святой. Усугубила ситуацию академия, где в условиях жесткой конкуренции, Матвей должен был каждый день доказывать, что он достойнее и успешнее остальных, и делать это приходилось разными способами. Нельзя отрицать, у Матвея к балету талант, без него он не добился бы успеха, который имеет сейчас, но Григ никогда не брезговал запрещенными приемами, чтобы устранить неугодных: устроить пьянку и напоить конкурента накануне важного выступления или подсыпать в спиртное наркотики - раз плюнуть, омрачить репутацию грязными слухами - легко, насыпать битое стекло в пуанты балерине, с которой не хочется танцевать, или выкинуть из гримерки все ее вещи - проще некуда. Так Матвей заработал скандальную репутацию еще со времен академии и нисколько ее не стеснялся. Единомышленники и прихвостни всегда находились сами собой, и этого ему было вполне достаточно. Поэтому друзей у Матвея не было и нет до сих пор. Дружить он не умеет, цену настоящей дружбе не знает. Зато знакомых, с кем можно повеселиться и потусоваться у него предостаточно, их ему и хватает. Матвей любит деньги, любит красивую и удобную жизнь. Любит и умеет получать дорогие подарки, и не считает это чем-то зазорным. Ему нравится жить за чужой счет и озарять скучную жизнь этих людей своим присутствием. Во многих вопросах Матвей прямолинеен, но он не дурак, и знает, с кем можно повести себя прямо и грубо, а перед кем нужно блеять нежной овечкой, кому можно сказать правду прямо в лицо, а кому лучше польстить. Матвей далеко не глуп, каким может показаться. Он начитан, образован, эрудирован. С ним легко можно обсудить любую тему, как и выйти с ним в свет. На таких сборищах петербургской богемы Матвей всегда приковывает заинтересованные взгляды и собирает вокруг себя поклонников своей молодости, красоты и таланта. Но такие выходы ему совсем не милы, появляется он на них редко, только по острой необходимости, а так его часто можно встретить в «Центральной станции», в «Танцплощадке» и в «Мозаике».
- Факт, который о Матвее знают только работники кадров: настоящая его фамилия - Григорьев, она же и записана у него в паспорте, но с появлением социальных сетей, Матвей везде зарегистрировался как Григ, сократив фамилию до четырех букв.
- Участвуя в конкурсе, победа в котором сулила стажировку в Королевском балете в Лондоне, Матвей знал, что не сможет выиграть собственными силами. Безусловным фаворитом был его одноклассник Наиль Шейхутдинов, и накануне конкурса Матвей напоил что, что утром тот не смог явиться и выступить.
- Стать премьером в Мариинке спустя всего год работы Матвею помогли связи.
- Матвей - гей. Своей ориентации особо не скрывает, но и не кричит о ней на каждом углу.
- Снимает квартиру-студию на Крестовском острове.
- В метро не спускался уже около четырех лет. По городу передвигается на своем Рендж Ровере белого цвета.
- У него есть кот-сфинкс по кличке Скиф, - та еще дрянь, - по характеру максимально похожий на своего хозяина.
- Балуется наркотиками, в основном употребляет кокаин.
- Кроме музыкального слуха обладает еще и голосом, любит петь и часто делает это в караоке. Любимые музыканты: Патти Смит, Джон Ледженд и Эми Уайнхаус.